8. Преображение
Высадившись, наконец, на собственный Остров, наши герои «строят» себе дворец. Понятно, что это строительство вовсе не строительство. Дворец возникает, будто проявленный из иного пространства. Какие технологии могли позволить такие вещи, нам на нашем уровне развития даже предположить трудно. Но сказка постоянно говорит о таких вещах, будто помнит другую жизнь.
И вообще, читая сказку постоянно подозреваешь, что мы – совсем не вершина прогресса. Мы будто осколки некогда великой культуры, которая была уничтожена и раскидана по мирам в виде маленьких очажков, хранящих крохи памяти о былых возможностях и величии. И даже о себе былых, потому что сказка все время показывает, что те люди, что есть сейчас, сильно не дотягивают до прежних во многих смыслах.
Вот как описывает сказка то, что происходит дальше с Емелей. Вырвавшись из мира, в котором ему было трудно даже дышать, и добравшись до острова, где проявился по его вызову дворец, краше даже царского дворца, Емеля преображается:
«Дурак взошел с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления.
Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил: «По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умен!» И лишь успел выговорить, то в ту ж минуту сделался так прекрасен, а притом и умен, что все удивлялись».
Странное событие, которому невозможно придумать объяснения даже в рамках сказочной логики. Ну, обрести силу, это понятно, научиться чудесным действиям, тоже понятно. Но как наколдовать самому себе ума? Это как бы самого себя за уши вытянуть из болота или прыгнуть выше головы. По нашим ожиданиям, все магические способности и открываются с помощью ума. Развил ум, можешь творить чудеса. Но как наколдовать себе больший ум тем, что имеешь в наличии?
Однако русская сказка постоянно говорит о том, что герой не красив, но, обретя чудесную силу, преображается. Это встречается во множестве сказок. В некоторых он для этого должен искупаться в молодильном котле – котле, полном кипятка или кипящего молока. При этом каждый раз подразумевается, что, преобразившись, герой перестает быть глуповатым деревенским парнем, и становится интересным собеседником для царя и царевны.
Иными словами, хоть в других сказках о преображениях героя ум и не упоминается, но это преображение в них тоже присутствует, сопровождая изменения в его внешнем виде. Русский язык определенно усматривает такую связь, правда, чаще по отношению к женщинам. Дурнеть и дура – одного корня. Но дурнеть – это не глупеть, а терять красоту.
Изредка это может применять и к мужчине, однако в современном словоупотреблении такое использование кажется не очень приемлемым. Поэтому можно сделать вывод, что мужская красота рассматривалась как необходимая черта лишь в древности. Во всяком случае, былины постоянно говорят о красоте героев или о способах украсить себя с помощью одежды или даже обуви, когда у щеголя под пяту-пяту воробей пролетит. То есть он ради красоты носит сапоги с такими высокими каблуками, какие сейчас себе могут позволить только женщины.
В сказке же про Емелю это преображение выглядит вовсе не как чудесное действие, не волшебство, совершенное по щучьему велению, хотя это так и подается. Гораздо больше это похоже на то, что возвращение в естественную среду своего обитания, то есть в проявленный дворец из иного мира, и возвращает герою те качества, которые были им утрачены при земном воплощении.
Его тело и лицо будто были искажены высоким давлением, которое существует в этом мире. В фильмах создано немало кадров, когда лицо человека начинает искажаться, когда меняется давление. Самый известный пример – это лицо Шварценеггера в фильме «Вспомнить все», когда он выходит из дворца на открытый воздух Марса. В отношении Емели мне видится нечто подобное.
Это место, куда он пришел, чтобы спасти царевну, ограничивает его во всем. Оно не дает двигаться, поэтому он постоянно лежит и ленится, оно заставляет его выглядеть деревенским дурачком, и оно не дает раскрыться его уму.
И лишь возвращение в те естественные условия, в которых он жил до этого, позволяют ему обрести внешний вид и ум существа того мира. Выглядит это как воплощение бога среди людей. Но, скорее, есть воплощение человека более высокого уровня развития в нашем мире.
И если это так, то, очень возможно, все мы живем лишь мизерной частью ума, который у нас имеется по природе, выглядим гораздо страшнее, чем должны бы, и мечтаем летать…